Даже не буду пытаться делать вид, будто эта заметка есть полноценный обзор. Не доверяйте никаким "обзорам", написание которых заняло у автора менее месяца: проект подобной глубины и размаха за меньшее время оценить решительно невозможно. Нет, это всего лишь поверхностные впечатления восторженного первопроходца. Итак, Hearts of Iron III, известная в РФ под названием "День Победы III".
Игра прекрасно идёт под Линуксом, причём как на весь экран, так и в окне:
(Я предпочитаю играть в оконном режиме, это даёт мне иллюзию того, будто я ещё и успеваю работать.)
Отмечу, что в разрешении 1900 на 1200 пикселей игра выглядит по-настоящему роскошно; подобного визуального масштаба до сих пор не предлагали ни Europa Universalis: Rome, ни серия Total War. Кажется, Парадоксы постепенно начинают выкарабкиваться из своих крохотных бюджетов.
Начальное меню представлено сразу в двух вариантах, попсовом и стандартном:
Понятно, что настоящие стратеги первым вариантом не воспользуются. Новый пункт меню "Buy Bonus Items" позволяет скачивать различные дополнительные материалы, например, новые модели военной техники, портреты персонажей и прочее.
Глобальная карта глобальна и на первый взгляд выглядит скучновато, как и положено карте:
(На самом деле, в игре всё смотрится более чётко, это я экспериментировал с режимами отображения, пытаясь выжать из видеокарты чуть больше мощности: многочисленные пользователи демо-версии жаловались на медленную работу графической составляющей. Опасения были напрасны - графика "летает".)
Карта вблизи:
Модельки аккуратные, человечки вертят головами, почёсываются и приплясывают от скуки. В верхнем левом углу экрана видна новая система сообщений: игра подсказывает пользователю возможные управленческие решения типа "Мой фюрер, народ требует построить новый концлагерь с газовыми камерами" и тому подобное.
Каждая провинция теперь разбита на кучу маленьких подпровинций. Поначалу это сильно напрягает, - как управлять такой оравой? - но очень скоро начинаешь чувствовать верное плечо искуственного интеллекта и расслабляешься. Кстати, ИИ на откуп можно отдать практически всё, от науки до ведения военных действий; это навевает смутные печальные ассоциации с Master of Orion III.
Опыт подразделений отражается визуально в виде звёздочек:
Обратите внимание на звёздочки над солдатиком:
Откуда в Германии 1936 года пятизвёздочные солдатики - понятия не имею.
Извините, партайгеноссе, тут мне жизненный опыт подсказывает, что это не опыт, а организационный уровень подразделения. Теперь войска управляются не напрямую игроком, а через многоступенчатую систему подчинения: бригада - дивизия - корпус - армия - группа - театр военных действий. На каждом уровне свой штаб, причём бонусы полководцев плюсуются сверху вниз, а боевой опыт, соответственно, частично передаётся снизу вверх. Удобно, хотя в реальности бригадная организация имеет место далеко не во всех военных доктринах.
При увеличении масштаба фигурки солдат превращаются в более стандартные символы:
Вообще говоря, управлять удобно и так, и так. Чувствуется, что Парадоксы внимательно слушают пожелания своих фанатов, хотя, разумеется, всех пожеланий удовлетворить не в силах даже эти кудесники.
Боевые части теперь управляются не абы как, а через так называемые ТВД - театры военных действий:
Видите вверху справа две строчки - "Bitburg HQ" и "Berlin HQ"? Это означает, что на разных фронтах подразделения подчиняются соответствующим территориальным штабам. Как известно, во Вторую Мировую все серьёзные державы воевали как минимум на два фронта, так что концепцию ТВД я всецело одобряю.
Дипломатию разделили на две: внутреннюю и внешнюю. Что логично. Внутренняя теперь называется "Политика" и усложнена за счёт борьбы различных партий:
Чем "тоталитарнее" государство, тем проще затыкать рот недовольным. "Демократические" же страны постоянно требуют производства потребительских товаров - и потребляют их так, что за ушами трещит. Совершенно уверен, что модостроители переделают эту часть очень скоро и кардинально, потому что не знаю, как вписать в такую концепцию, например, маккартизм в США или английские концлагеря на острове Мэн.
Во внешнюю политику, - ура! - вернули знаменитый "треугольник":
Наконец-то.
Также игра пытается подсказывать некоторые исторические решения, но более никаких кардинальных изменений я не обнаружил.
Несмотря на непривычный внешний вид, принципиальных изменений нет и в области шпионажа:
Разве что теперь стало возможным более точно отслеживать отдельные воинские части и прогресс в научных областях.
А вот с наукой всё куда трагичнее - она совсем другая:
Возможность исследовать отдельные области технологий (и эффективность таких исследований) теперь напрямую зависит от показателя "лидерства". Воюешь - лидерство тебе капает. Сидишь тихо - не будет у тебя ни атомной бомбы, ни АУГ, ничего, в общем, не будет; несколько похоже на популярный мод C.O.R.E., только более динамично. Выглядит такой подход неправдоподобно и в целом отвратительно; кроме того, у США "лидерство" изначально большое, а у СССР изначально маленькое, что есть сугубый бред. Возможно, я просто не до конца разобрался в ситуации.
Экран производства вполне традиционен:
Разве что добавилась удобная возможность создавать те самые театры военных действий.
===
В целом впечатления мои можно описать словом "восторженные". Настороженные, да, ибо проект такого масштаба не рождается совсем уж без проблем, и часть этих проблем я описал выше. Но, тем не менее, глубина, красота и величие "альтернативной истории от Парадоксов" на данный момент не имеют себе равных.
===
И маленький бонус: